наталья булановаПрыжок Хабиба и "хрусталь" Арловского, "Битва за Хайп" и виральная драка Александра Емельяненко с пенсионером, психическое здоровье Дацика и крах российских ММА в новом, убойном интервью Натальи для ValeTudo.ru.

Если последние 10 лет вы смотрели турниры "Восьмиугольника" на VHS запертым в бункере и не знаете, кто такая Наталья Буланова – мы напомним. Она - основатель и генеральный директор первого и единственного в России PR-агентства "Nota Bene", специализирующегося на продвижении единоборств.

В индустрии Наталья с 2006 года. За последние 13 лет ее клиентами были как крупнейшие российские промоушены, вроде M-1 Global , ACB и "Легенды", так и самые популярные российские бойцы – братья Федор и Александр Емельяненко, Сергей Харитонов, Джабар Аскеров, Артур Кишенко и многие другие.

Она привозила в Россию лучшего p4p бойца планеты Джона Джонса, бывших чемпионов UFC Андрея Арловского, Фрэнка Мира, Фабрисио Вердума и Криса Вайдмана, и других звезд мирового масштаба. И, что немаловажно, Наталья была и остается преданным фанатом смешанных единоборств как вида спорта.

Очередной вехой в ее профессиональной карьере станет книга, посвященная теме PR в единоборствах, густо приправленная около-ММАшным закулисьем. Мы не могли пропустить такое знаменательное событие и поговорили с Натальей о самых злободневных темах последних месяцев – крахе российских ММА промоушенов, "Битве за Хайп" Амирана Сардарова, фрик-боях Вячеслава Дацика, скандальной известности Конора МакГрегора и Александра Емельяненко, прыжке Хабиба, канале Гаджиева, "хрустале" Арловского и о том, как во всем этом хаосе выжить начинающему бойцу.

Слышали, что у тебя скоро выходит книга. О чем она будет? 

Книга будет называться "За кулисами боёв без правил", так как термин ММА до сих пор не очень известен широкой аудитории. Она доступным языком расскажет о том, что такое смешанные единоборства, что такое PR в единоборствах и спортивный менеджмент. Книга охватит практически всю историю развития единоборств в нашей стране, от первых подпольных турниров до шоу современных промоушенов, позволит отследить основные этапы и тенденции развития ММА в нашей стране и за рубежом. Расскажу про свою работу с множеством известных людей – бойцов, менеджеров и промоутеров, дам сравнительный анализ состояния ММА в России, странах СНГ и во всём остальном мире.

На какую аудиторию она рассчитана?

Книга рассчитана как на фанатов единоборств, так и на людей, которые сами пытаются делать какие-то шаги в этой сфере. Там будет много практической информации и советов. Я в индустрии уже порядка 13 лет, накоплен большой опыт работы в сфере PR в единоборствах, пришло время поделиться этой информацией с теми, кому она может быть интересна и полезна. Кроме прочего эта книга пригодится тем, кто хотел бы заниматься PR самостоятельно.

А это реально?

Я считаю, что самостоятельно заниматься PR-ом можно и нужно, и этому вполне реально научиться. Было бы желание… и моя книга под рукой (смеется).

Изменилось ли что-то в пиаре бойцов в целом за последние 10 лет?

Увы, у нас в этом плане до сих пор все печально. Многие в этой сфере пытаются что-то сделать, ищут спонсоров или даже вкладывают собственные деньги в продвижение бойцов. Никак не принижаю их заслуг, но, судя по итоговому продукту, до запада в этом плане нам еще очень далеко. В России до сих пор нет ни развитого рынка ММА, ни четко сформированной потребительской аудитории.

Конечно, относительно того, что было 10 лет назад, мы совершили квантовый скачок. Популярность ММА ощутимо возросла, и все больше людей интересуются единоборствами, смотрят или посещают турниры, начинают следить за конкретными бойцами. Уровень информированности далекой от ММА аудитории резко увеличился благодаря соцсетям.

Соцсети мгновенно превратились в личный инструмент самопродвижения. Там у тебя нет никаких ограничений, нет "потолка". Раньше основным инструментом были классические СМИ, стать известным можно было, только попав на телевидение. А сейчас ты заводишь свой блог, начинаешь постить – и у него растёт аудитория.

На телевидении не могут отдать весь эфир под тебя одного, максимум небольшой сегмент. А у соцсетей такого ограничения нет, и это открывает огромные возможности – на которые многие бойцы парадоксальным образом умудряются забить. Они не стараются стать интересными, а порой вообще не ведут никакой работы в соцсетях, по-прежнему живя в иллюзиях, что им это не надо. Мол, "для нормальных пацанов пиариться – это не по понятиям". Они считают, что если есть талант - их обязательно заметят.

Представляю себе эту картину: сидит Дана Вайт и думает: "Эх, вот бы мне найти сейчас какого-нибудь талантливого Васю из Урюпинска. Дам ка я своим подчинённым задание прошерстить соцсети". Заходят они к Васе на страничку, а у него последняя публикация датирована 2017-ым годом. Что с Васей происходит – выступает он или нет, побеждает или проигрывает? Непонятно. Очень глупо и недальновидно не использовать этот шикарный инструмент продвижения себя – но у нас в стране многие именно так и поступают.

Возьмем гипотетического бойца ММА, у которого рекорд в любителях 10-0, и у него никого нет, кроме своего тренера. С чего ему начать, что посоветуешь?

Ответ простой – как и в любой другой профессии, надо пробивать себе дорогу. Соответственно, задача такого проспекта-любителя – организовать себе первый бой в профи. Никто не будет ждать вас с распростертыми объятиями – потому для начала, например, найдите тренера, у которого есть необходимые связи. Может, вы сразу найдете менеджера, который увидит в вас потенциал и захочет с вами работать. Просто подайте себя правильно, покажите, что амбициозны, а ваши планы идут гораздо дальше пары боев на региональной сцене. Помните, МакГрегор вообще начинал сантехником – и куда его привели его амбиции сегодня.

Когда будут бои, можно начинать создавать "шум" в медийном пространстве. Никому не отказывайте в интервью, а если не берут – напрашивайтесь на интервью сами. Проявите активность, начав с соцсетей, организации боев и первых публикаций – и ваша популярность начнет расти.

Нужен ли начинающему бойцу вообще менеджер, нужен ли ему пиарщик? Зачем?

Конечно. Чем самому с нуля учиться делать ремонт, лучше нанять профессионалов. Однако, как показывает практика, на начальном этапе позволить себе услуги высококлассных специалистов могут единицы. Остальные бойцы начинают сами – и это нормальный вариант на старте.

Я советую максимально развивать соцсети. Начните с банального, указав в шапке страницы короткую информацию о себе. Напишите, что вы – боец ММА (кикбоксинга, муайтай и т.п.) готовы выступать, открыты к сотрудничеству с промоушенами и спонсорами, и укажите ваши контакты. Нельзя поймать рыбу, даже не забросив удочку (смеется). Дерзайте.

Как молодому бойцу "раскрутиться", выстраивать свой бренд, с чего начать?

Определите свои конкурентные преимущества. Чем вы отличаетесь от других бойцов, почему людям будет интересно следить именно за вами? Что необычного вы делаете? Понятно, что на первых порах никто ничего сверхъестественного не делает. Потому задача начинающего бойца - обзавестись своим уникальным стилем.

Придумайте какое-то отличие, например уникальный псевдоним. Либо какую-нибудь уникальную историю, связанную с вашей жизнью. В АСВ дрался парень, который работает стоматологом - на бой он выходил в медицинской маске. Это прикольно, это классно, это запоминается. Выход на бой – это часть шоу, позволяющая вам запомниться аудитории.

Про бренд говорить ещё рано. Брендом можно назвать Конора Макгрегора, "Кока-колу", "Мерседес" и т.д., а всё остальное – это просто торговые марки, которые стремятся стать брендами. Но стараться всё равно надо. Должна быть какая-то фишка. Самое главное – она должна соответствовать внутреннему состоянию бойца.

Хорошо, бойцу необходимо вести соцсети. На какую из них нужно сделать упор?

Соцсеть №1 сейчас – это Инстаграм. Это лицо бойца. И, если раньше мы очень рекомендовали бойцу делать свой сайт, то сейчас говорим обязательно развивать соцсети и в первую очередь Инстаграм. Как я уже говорила, в шапке обязательно должна содержаться информация о бойце и быть указаны его контакты.

Какие типичные ошибки делают бойцы в соцсетях, что может навредить бойцу?

Основная ошибка – чрезмерное обилие спортивного контента. Понятно, что у бойца он должен быть, но не более 50%. Никому не интересно смотреть на бесконечные тренировки. Проявите себя не только в сфере спорта – сходите в кино, в музей, куда-нибудь съездите и поделитесь своим мнением об увиденном. Круто, когда у вас есть домашнее животное - чаще его постите. Показывайте, что у вас есть другая жизнь помимо спорта.

Обязательно нужен диалог с подписчиками. Если вы что-то постите, но не отвечаете в комментариях, интерес к вам быстро пропадет. Обязательно делайте не менее четырёх сторис в день. Ежедневные посты не нужны - если вам нечего сказать, то ни не надо ничего из себя выжимать "для галочки". А в сторис формат попроще – там вы можете постить всё, что угодно, не задумываясь о контенте.

На каком этапе бойцу нужно начать общение с прессой, давать интервью интернет-изданиям, ТВ?

Сначала бойцу необходимо набить хороший рекорд, убедив себя и окружающих, что он достаточно талантлив. Затем необходимо определиться с позиционированием, самому объяснить людям, чем он им интересен. Если бойцу даже до или после первого боя предлагают дать интервью - от него ни в коем случае нельзя отказываться. Бойцы уровня Фёдора могут позволить себе отказаться от интервью, и их имиджу это никак не навредит. Надо понимать, что интервью – это часть работы бойца. Интервью нельзя пропускать так же, как и тренировки.

Бывает ли негативный пиар, известность со знаком минус? Пьяная езда Саши Емельяненко на золотом мерседесе – это хороший пиар, или плохой? А прыжок Хабиба в толпу после победы над МакГрегором?

Не люблю словосочетания "негативный PR" и "чёрный PR", так как PR – это изначально деятельность, направленная на формирование положительного имиджа. Соответственно "негативный PR" - это скандальная известность. Она, естественно, имеет место - например, как у Александра Емельяненко и Конора Макрегора.

Но только 100% скандальности Конора идёт ему в плюс, а у Александра чаще наоборот. Хотя, когда Александр сорвал бой на второй "Легенде", я ему за это даже была благодарна. Если бы не тот скандал с дракой с пенсионером в кафе, мы бы в жизни не получили бы столько внимания. В России ни один турнир по ММА, даже с самым звёздным составом, никогда не привлечёт столько внимания, сколько мы получили после того инцидента. В этом случае скандальная известность бойца была на руку организаторам. Но для бойца это не всегда так.
Обязательно найдётся ряд организаций или брендов, которые не рискнут связываться с человеком с такой репутацией. Многие серьёзные бренды, которые заботятся о своей репутации, такого бойца своим амбассадором не выберут. Если с именем человека связаны неприятные инциденты, особенно криминального характера, серьёзные бренды явно не захотят сотрудничать с ним. Пьяная езда – PR однозначно плохой, ничего хорошего имиджу спортсмена это не даёт. Если бы это был единичный случай, это взорвало бы общественность, но, когда это повторяется из раза в раз, ничего хорошего из этого не выходит.

По поводу Хабиба однозначно сказать не могу. Мы сейчас обсуждаем вещи, которые происходят спонтанно, это не что-то запланированное. С точки зрения PR к этому прыжку можно относиться по разному - но его обсуждали, и резонанс был огромного масштаба.

А вот ситуация, когда Хабиб и его двоюродный брат "троллили" бомжей – это однозначно плохо, это большой минус. И последовавшие вслед за негативной реакцией общественности действия "антикризисного PR" там были неправильны от начала и до конца. Я вообще не очень хочу обсуждать деятельность Хабиба, так как после этого, у меня обязательно "взрывается" директ, и любое высказывание, которое звучит иначе, чем "Хабиб – красавчик", воспринимается однозначно негативно. Его фанаты часто используют в своих сообщениях ненормативную лексику, которая правоверным мусульманам, конечно, вообще не к лицу.

В общем, не хочу обсуждать Хабиба, просто разберу на примере того инцидента ошибки антикризисного PR. Было видео с "троллингом" бездомных, которых заставляли отжиматься за $2, была негативная реакция людей на этот ролик. Первое и главное правило антикризисного PR в данном случае – признать свою неправоту и покаяться, пообещать исправиться. А вместо этого участники скандала заявили, что в их действиях ничего предосудительного не было. Многих такая постановка вопроса повергла в шок. Однако у Хабиба есть огромная армия фанатов, которая оправдает любой его поступок – что в этот раз и произошло.

Сейчас наряду с профессиональными лигами типа M-1, FIGHT NIGHTS и ACA в России зашевелился интернет-сегмент – это шоу "Хача" Амирана Сардарова "Битва за Хайп", различные бои блогеров – тот же Артем Тарасов – и различная кросс-фрикота типа боев Вячеслав Дацик против Тарасова, Дацик против двоих любителей, Макс Новоселов против троих и так далее. Что ты думаешь об этом "сегменте рынка ММА" в целом?

"Битва" Хача вызывает бурные обсуждения. Честно могу сказать, что моя реакция, как фаната – "фу, отстой, это трэш". Все, кто разбирается в единоборствах, скажут, что это вообще не бои. Но, как пиарщик, я не могу не отдать должное их успеху. Количество просмотров говорит само за себя. Понятно, можно говорить, что эти просмотры делают школьники, которые не являются MMA аудиторией, но есть такой хороший аргумент – количество просмотров просто зашкаливает, такого в России не смогли добиться даже топовые турниры.

Есть такой фильм - "Попса" - и там была такая фраза: "Большинство людей не хотят слушать концептуальную музыку, все хотят два прихлопа, три притопа". Это как раз очень напоминает ситуацию с Амираном. Большинство людей не отличает профессиональные бои от любительских, а смешанные единоборства в целом, несмотря на рост популярности, остаются нишевым развлечением для тех "кто в теме".

Шоу Амирана рассчитано на людей, которые настоящие ММА не смотрят. Разница между профессиональными боями и поединками "Битвы за Хайп" – это как разница между мишленовской кухней и чебуреками. Нет, как пиарщик я, конечно, аплодирую Амирану стоя – но как фанат смешанных единоборств всерьез я это воспринимать не могу.

Вопрос в том, за кем и за чем будущее? За полноформатными турнирами для фанатов ММА, или за шоу на YouTube, рассчитанными на откровенных нубов?

Грамотным ли ходом будет вписаться в подобные проекты ради пиара начинающему бойцу? А известному бойцу, чтобы напомнить о себе?

Для начинающего бойца это будет очень хорошим стартом и поможет приобрести известность. А известному бойцу, чтобы напомнить о себе – точно нет, т.к. его 100% осудит всё ММА сообщество. Это будет показателем того, что боец абсолютно не востребован.

Недавно у меня в соцсетях была дискуссия на эту тему: мишленовскую кухню понимают единицы, а чебуреки – едят все. Значит ли это, что высокая кухня обладает меньшей ценностью, т.к. количество продаж чебуреков сильно обгоняет продажи авторских блюд? В чём выражается ценность, если мы говорим о боях - в количестве просмотров, или в чём-то другом? Я считаю, что нельзя полностью концентрироваться на количестве просмотров, потому что существуют и другие факторы, определяющие успех.

Почему тот же Камил Гаджиев не забросит масштабные турниры и не уйдет "хайпить" в YouTube по примеру Хача?

Камил Гаджиев не уйдёт в YouTube хотя бы потому, что у него нет раскрученного канала. Плюс, если лига позиционирует себя как профессиональную, то, перейдя на такие бои, она 100% потеряет свою аудиторию, которую завоёвывала годами. А репутация – это то, что рушится в один миг. Они от этого проиграют.

Я видела, что Камил ходит к Хачу, чтобы засветиться – это нормально. Но далеко не факт, что FIGHT NIGHTS при этом смогут завоевать другую аудиторию. Для них тут есть серьезные риски – облажаться перед неизвестной им аудиторией и при этом потерять свою, остаться без аудитории совсем.

Это как оголиться на камеру. Если обычная девушка внезапно выложит в сеть свои обнаженные фото, то велик шанс, что от неё отвернутся люди, которые этого не ожидали. И не факт, что она при этом станет популярной у тех, кто ее не знал.

Здесь очень большие риски для имиджа компании. Если компания выстраивает определённый имидж, то она должна его придерживаться. Конечно, можно сделать ребрендинг, но в рамках заданного направления. Например, компания, которая производила машины, может начать производить спортивные тренажеры.

Вот яркий пример самопродвижения – Вячеслав Дацик. Сидел в тюрьме и психушке, громил питерские бордели, имеет победу нокаутом над Арловским. И вот он на свободе – дерется с Тарасовым, с детьми какими-то, попутно срывая реальные турниры. То, что он делает сейчас – это правильное продвижение своего бренда, как ты считаешь?

Я считаю, что это всё цирк. Я лично его не знаю, но считаю, что у него проблемы с психикой. И выстраиваться в очередь, чтобы взять у него интервью - это не совсем нормально, для меня это дикость. Это не этично, неправильно и некрасиво. Но наши журналисты поступили именно так. Это хайп. Наш народ в принципе любит фриков. Правильно ли это с точки зрения продвижения своего бренда? Это зависит от цели. Для чего это всё делается? Если цель – повеселить народ, то всё правильно. Ради этого можно ещё много всякого бреда придумать ,и мы все вместе дружно посмеёмся. Если это делается для продвижения бренда, то бренд должен продаваться, должны появляться рекламодатели. Возможно Дацика пару раз ещё куда-то пригласят и он что-то заработает, но больших денег ему не светит. Ни один бренд не захочет видеть Дацика лицом своей компании. Разве что сеть клиник по борьбе с психическими заболеваниями. Я вообще не считаю корректным говорить на эту тему.

Раз уж вспомнили Арловского – судя по его интервью, его очень задевает тема "хрустальной челюсти". Парадокс в том, что эту тему, как и тему некоего инфернального "хейтерства", Андрей постоянно поднимает сам, подливая канистрами масла в огонь, который без его участия давно бы угас. Плюс какое-то противостояние постоянное между Андреем и российскими СМИ и фанатами. В чем тут проблема, что можно сделать, как ты считаешь?

Не знаю, в чём проблема у Арловского и почему его это задевает. Вон Джабар Аскеров может смеяться над своим носом и спокойно реагировать на шутки. Например, наши общие друзья шутят, что, когда Джабар заходит в маршрутку, дети пугаются и начинают плакать. Ему самому смешно от этого, и он нисколько не комплексует. Это наоборот его фишка, которая делает его узнаваемым.

С Андреем я общалась лично и не заметила никаких проблем, о которых вы говорите. Если бы он спросил у меня совета, как у пиарщика, то я, конечно, посоветовала бы ему в хорошем смысле этого слова "включать звезду" и никак не реагировать на критику - потому что, отвечая, он показывает какие-то свои уязвимые места. Но он взрослый человек, он сам знает ,что ему делать.

Конора МакГрегора многие считают эталоном шоумейкерства. Другие же говорят, что он постоянно перегибает палку, да и вообще воспринимают все, что он изрекает, как личное оскорбление, а не актёрскую игру. Оцени его с точки зрения пиарщика, насколько верно он действует?

Конор однозначно перегибает палку, но он такой один. И вы сами идите его успех, его гонорары. Он сделал это своей фишкой, своим преимуществом - и он в этом естественен. Просто стоя аплодирую. Они с Хабибом весь мир заставили понервничать. 90% работы по раскрутке их поединка приходятся на Конора.

Твое мнение о ситуации с российскими ММА-организациями, в каком они состоянии находятся сейчас, и есть ли у наших лиг перспективы цивилизованного развития по примеру западных PFL, Bellator и UFC?

Меня частенько обвиняют в том, что я слишком мрачно оцениваю перспективы российских ММА - но для меня очевидно, что уровень UFC недостижим. Есть большой рост интереса к ММА в России, ММА становятся популярнее, рынок формируется. С каждым годом рынок развивается - но сейчас абсолютное болото, застой. Не могу вспомнить ни одного боя на отечественной сцене за последние несколько месяцев, который мне интересно было бы посмотреть. Я про них даже не слышала ничего. Последним громким боем был поединок Магомеда Исмаилова и Владимира Минеева.

PR работает хорошо тогда, когда ты следишь за тем, кто с кем дерётся, кто что сказал, но эта информация сама тебя находит, и ты просто не можешь от неё укрыться. Я продолжаю утверждать, что у всех российских лиг PR работает очень хреново – по-другому сказать нельзя. Нет никакой системы раскрутки личности.

Я тут ходила на интервью с "Боевыми ботаниками", и ведущий попросил назвать несколько бойцов М-1 навскидку – и я не смогла. Почему? Вопрос риторический. Я очень уважаю Вадима Финкельштейна и считаю лигу М-1 первой по узнаваемости – многие до сих пор считают аббревиатуры ММА и М-1 синонимами, это показатель популярности лиги. Но что стало с их PR, почему не только я, но и многие фанаты не знают не просто выступающих там бойцов, а чемпионов? Вот и все, что вам нужно знать о состоянии ММА в России.

Проблема на поверхности – нет цикла, который должен быть для раскрутки каждого спортсмена. Нет персонализации. Никто из зрителей не понимает, почему они должны смотреть на двух одинаковых бойцов, которые одинаково говорят, делают одинаковые заявления, примерно одинаково выглядят и одинаково плохо ведут свой Инстаграм.

В этом плане шоу Амирана всем даёт фору. Они снимают историю. Это база. Аудитория должна сразу понимать, почему им это интересно. Или вот Марат Балаев – человек с просто шикарной историей за ним интересно смотреть. Но у нас за редким исключением никто сейчас не делает историю бойца, никто не делает историю поединка. На "Легенде" мы это делали, про каждого ключевого участника снимали видео-ролик, делал это талантливый режиссёр Тимур Соловьёв. Это было интересно.

Да, всё это упирается в бюджеты, но даже при наличии денег у организаторов отсутствует желание выстраивать стратегию. Да и денег зачастую много не надо – проявите креативность, снимите сюжет о бойце на свой iPhone - благо качество камеры такое, что люди полнометражные фильмы на него снимают - и сделайте промо с затратами, близкими к нулевым. Поверьте, лучше скромный продакшн, чем никакого.

Задача пиарщика – вытащить такие подробности, которые раскрывают индивидуальность бойца. Например, в своё время Виктору Немкову приходилось работать на стройке, чтобы заработать на форму для занятий ММА. Это круто. Такие голливудские истории успеха, они интересны, их надо показывать. У каждого есть своя фишка, нужно лишь не полениться ее отыскать.

На чем, если мы говорим об ММА, в России можно заработать сегодня?

У нас плачевное состояние индустрии, потому что никто не развивается естественным образом по рыночным законам. Российские промоушены живут за счет спонсорства, богатых меценатов, бюджетных денег – чего угодно, только не собственной прибыли. И когда у твоего мецената начинаются те или иные проблемы, организация начинает тонуть. За примерами далеко ходить не надо.

Рыночный путь развития - более сложный, затратный, стратегический, но и более эффективный . Это когда ты создаёшь продукт, на который, спонсоры сами приходят. Ты можешь предложить спонсору аудиторию, рекламные площади, размещение на мерчендайзе. Для человека, который пришёл на бои – это память, которую он хочет сохранить. Многие фанаты очень любят бойцовскую экипировку. На этом можно и нужно зарабатывать, но многие почему-то это игнорируют. Билет на турнир – это не основная часть заработка; если сильно увеличить стоимость, появляется риск, что продажи упадут. На билетах можно зарабатывать, но билеты не покроют даже 10-ую часть расходов. Основная прибыль идёт от спонсоров и рекламы, но¸ как я уже сказала, у нас ищут фанатеющего по боям мецената, а не тратят силы на создание продукта, привлекательного для рекламодателей.

Чего не хватает российской индустрии смешанных единоборств сегодня для процветания?

Ей не хватает вложений, а также понимания организаторов, что самое главное – это стратегия и продвижение. То, что они делают - это неплохо, зачастую у них красивая картинка и неплохие файткарды. Но если они не будут продвигать свой продукт, если не будут раскручивать своих бойцов, вкладываться в PR - они так и будут топтаться на месте.

Разве организаторам это не очевидно?

Парадоксально, но, видимо, нет. Я не могу понять, почему все так упорно этому сопротивляются. Например, в шоу-бизнесе из двух одинаково одарённых артистов гонорары выше будут у того, кто чаще появляется в медиа-пространстве, соцсетях и прессе. Люди приходят на известный продукт. Точно так же никто не пойдёт на неизвестных бойцов. Можно провести классное мероприятие, но, если на нём не присутствовало ни одного классного фотографа и оператора, то аудитория мероприятия ограничится теми, кто присутствовал на событии.

Если вы пригласили тележурналистов хотя бы с пары каналов, то у вас аудитория уже в 800 000 раз больше, чем у того турнира, который их не пригласил. Это элементарные вещи, но у нас очень многие продолжают их игнорировать с упорством, достойным лучшего применения.

То есть велосипед изобретать не нужно, схема успешного развития ММА промоушена известна, нужно только ее придерживаться. Тогда, выходит, дело в людях, которые стоят у руля?

Выходит, так.

Что ж, подождем, когда сменятся рулевые. Надеюсь, это будут не Сардаров и Дацик.

Скрестим пальцы (смеется).

P.S.: Понравилось интервью? Подписывайтесь на страницу Натальи Булановой в Инстаграм: @natalya_bulanova