Ринг-анонсер как слабое место российского ММА, и что или кто спасет профессию.

В огромном механизме ММА, одна из важных составляющих - категория лиц, которая носит бабочки. Их можно встретить только в единоборствах и имя им — ринг-анонсеры. В стагнирующей, на фоне кризиса в российской экономике, индустрии боевого спорта, как водится, с этим явлением не все однозначно.

Загорский

Нельзя начинать разговор об отечественных ринг-анонсерах без упоминания человека, чье имя первым приходит на ум любому болельщику – Александр Загорский. Первопроходец, седовласый бонвиван, в 90-е попавший на ринг прямиком со свадеб и хмельных корпоративов, на которых трудился тамадой. "Русский Баффер", как любит назвать сам себя Александр Евгеньевич, за годы работы так и не удосужился выучить английский, и взрывает иностранные чаты и форумы вопросом: "Что сказал этот старик?", всякий раз, когда привычно переходит с великого и могучего на язык Шекспира. К слову, в этом он точно первооткрыватель, до Загорского ни один из ринг-анонсеров не осмелился объявлять бойцов попеременно на двух языках, с решимостью хирурга перерезающего пуповину, обрывая контакт с залом. Пройдя огонь, воду и не снискав успеха в зарубежных промоушенах, пиком успеха в которых для Александра стало объявление нокаутированного участника турнира SFL в Индии победителем, Загорский стал монополистом в профессии и сегодня, кажется, ведет всё.

Альтернатива

Особняком стоят Сергей Бадюк и Алекс Кардо. Бадюк настолько фактурен и известен в широких кругах, что организаторы турниров (в подавляющем большинстве случаев провинциальные), на постерах к турнирам лепят фотографии не бойцов, а бритого на голо и татуированного продавца системы Шанти. У Сергея давно сложилась своя аудитория почитателей, следящая за его деятельностью и готовая смотреть турниры, на которых он работает. Кардо, в  свою очередь, довольно эксцентричен, и явно ориентирован на менее широкую аудиторию.

Однако, непрофессионализм

Отечественное ММА за последние 10 лет совершило большой рывок. Увеличилось количество промоушенов, пропорционально им росли количество турниров, появились новые ведущие. Однако, как зачастую бывает у нас в стране, дивная профессия ринг-анонсера была опошлена рядом ситуаций и личностей. Доходит до абсурда.

Все мы знаем, что российские организаторы турниров любят привлекать внимание к своим событиям концертами, боями рыцарей и прочей нечистью. Ринг-анонсеров как одних из главных лиц ивентов это не могло не коснуться. На ринге, в клетке в свое время бойцов объявляли звезда Дома-2 Виктория Боня, актер Гоша Куценко, Владимир Сычев, в России больше известный как Псих из "Физрука". Апогеем же подобной вакханалии стал участник "Фабрики Звезд", певец, ди-джей Михаил Гребенщиков, тот самый, который "Танцы, обниманцы, танцуют вокруг испанцы, а мы танцуем лезгинку...". Провел  Михаил в оранжевых ботинках ринг-анонсером один турнир Verdict FC, а также в течение всего мероприятия орал на девушек октагона, явно расстроивших Гребенщикова своим неумением носить таблички. Музыкант на протяжении всего ивента заикался, неправильно произносил фамилии бойцов, а до турнира говорил о том, что быть ринг-анонсером — его детская мечта. Verdict FC провел один турнир и, не заплатив бойцам гонорары за бой, закрылся. Страшно, что их дело живет, и подобный ужас продолжается. На днях пройдет событие одной из самых известных российских организаций, где ринг-анонсером станет еще один экс-участник Дома-Степан Меншиков. Вакханалия, не иначе.

Причины всего вышесказанного понятны: продюсеры ивентов тем самым хотят привлечь аудиторию медийными фамилиями ринг-анонсеров, но те, конечно же, не являются профи искусства объявления бойцов. Вы когда-нибудь видели, чтобы в США, в Мекке сегодняшних смешанных единоборств, турниры вела Пэрис Хилтон или исполняющий роль Шелдона из "Теории большого взрыва" Джим Парсонс? Нет, потому что в штатах идут по пути профессионального подхода к каждому определенному сегменту турнира. Совсем недавно один из лучших отечественных экспертов бокса так же негативно, а главное точно, отзывался о наших ринг-анонсерах: "Проблема отечественных специалистов в том, что они специалистами не являются. Я не буду называть имен, чтобы не обидеть уважаемых (и очень приятных в общении) людей, но представление участников или результатов боев для них побочная деятельность. У настоящих профессионалов (в первую очередь, в Америке) побочной является другая деятельность".

О хорошем

Ринг-анонсер подобен хорошему врачу, он руководствуется тем же правилом "Не навреди". Его не должно быть много и он не должен выпячивать свое "я", не должен быть ярче, чем главные действующий лица - бойцы. Однако хороший ринг-анонсер не просто должен, а обязан быть вовремя увиденным, услышанным зрителями. В его компетенции максимально объемно донести главную информацию о спортсменах и результатах до зрителей.

Все же приятно, что есть и положительные тенденции в российском ринг-анонсерстве. Появляются молодые и амбициозные персоны. К примеру, набирается опыта Артем Анчуков, который последние пару лет бессменно ведет события М-1. Совсем недавно громко о себе заявил Александр Садоков. Фанаты ММА уже могли наблюдать его на турнирах АСВ, где он сейчас регулярно работает. Садокова от многих вышеперечисленных ринг-анонсеров отличает профессиональное отношение к ремеслу. Немудрено. Будучи сотрудником "Русского радио", "City FM", "Серебряного дождя", "Первого канала", телеканала "Боец", Александр умеет работать с микрофоном. Многие, достигнув подобных высот в столь незначительном возрасте (нашему герою, на секунду, всего 31 год — плевый возраст для ринг-анонсера), остановились бы, но Садоков продолжает ставить себе новые цели и развиваться.

Что делать?

Как ни странно, копировать. Не придумывать велосипед, а, ориентируясь на США, в которой уже выстроена бизнес-модель ринг-анонсерства (поверьте, такая существует), брать ее лучшие идеи. От того, как нынешние российские ринг-анонсеры продемонстрируют себя широкому кругу отечественных зрителей, будут зависеть их имидж в дальнейшем. И очень важно, чтобы они позиционировались как профессионалы объявления бойцов и результатов поединка. В противном случае, образ тамады нашим ринг-анонсерам обеспечен, а этого не хотим не мы, не они сами.

Мы проходим важную стадию. Стадию закладывания конкуренции. Проходим медленно, но верно. Есть масса неправильного, однако радует одно, когда в рингах по всей стране в конкуренцию вступают не только спортсмены в перчатках, но и солидные люди с бабочками и микрофонами, значит, что-то меняется в лучшую сторону. Вектор направления к этой стороне задан. И нас, циников, это не может не радовать.